Интервью
- Интервью с сайтом Фанбук
- Интервью для "Призрачных миров" в январе 2018 года
- Интервью с Романтическим форумом
- Беседа с Дмитрием Русом от 12 марта 2016 года
- Интервью с издательством ЭКСМО
Привожу тут интервью, которое давала весной 2013 года сайту Фанбук http://fan-book.ru/
Текст довольно длинный... Сколько вопросов задали, на столько попыталась и ответить. Надеюсь, вышло не слишком скучно. Хотя эпиграф выбран неспроста...)))
- В чем главная идея пьесы "Дом, где разбиваются сердца"?
- А мне откуда знать? Я ведь только автор.
Дж. Б. Шоу
Спасибо большое Фанбуку и его посетителям за проявленный интерес. О себе я рассказывать не слишком люблю и не очень умею, но сделаю что смогу.
Если коротко, то дело обстоит так: писать я начала три года назад, абсолютно не предполагая, что это выльется в девять книг общим тиражом более ста тысяч экземпляров. Пишу фэнтези, а кредо очень простое - позитив. Потому что негатива вокруг - увы - и без меня хватает. Хочется, чтобы читателю было не просто интересно, а чтобы он, закрыв книгу, улыбнулся. И чтобы у него появились силы и желание сделать что-то хорошее.
А теперь - вопросы Фанбука
- Помните ли Вы свой первый литературный опыт, и когда он был (детсад, школа или...)?
- Честно - не помню. Совсем-совсем. Более того, школьные галереи "образов" навевали настоящую тоску. Бесконечные сочинения на тему "Образ такого-то как зеркала чего-то там" способны отбить желание писать у кого угодно. Хотя надо сказать, что всё же школьная литература свой след оставила. Точнее, не сам предмет, а его преподаватель - женщина умная, мыслящая, требующая от нас вещей, программой не предусмотренных. Язык у А.К. был острым, а добиться её уважения было мечтой. Я до сих пор помню, как делала доклад по Достоевскому, опираясь на не входящие в программу книги Вересаева и цикл Блока "Город". Это был первый раз, когда А.К. меня даже не похвалила, а просто посмотрела с интересом... Ещё помню случай, когда два наших классных двоечника поленились прочесть рассказы Толстого, и были наказаны своеобразным образом - пересажены за первую парту, где каждый урок от звонка до звонка прилежно переписывали в тетради один - "Севастополь в декабре", а другой - "Севастополь в мае". Как понимаете, после такой экзекуции манкировать чтением "Войны и мира", к которому мы приступили, никто не рискнул.
Пожалуй, методы преподавания моего лорда Танши из "Упасть в небо" отчасти напоминают о тех уроках.
- До того как завести страницу на Самиздате, пробовали ли Вы отправлять свои произведения издателям?
- Нет, сама я вообще никому ничего никогда не отправляла. И мысли, что начну писать книги, у меня тоже не возникало. Зато - было дело - однажды я выложила в сеть прохождение некой RPG, пройдя оную в рекордный срок героем первого уровня - помнится, финальные очки давались именно за скорость прохождения, так что я постаралась... И была крайне удивлена, получив неделю спустя предложение от одного из крупных игровых журналов написать для них - сначала для пробы - статью, превью одной из ожидаемых игр. Написала. Понравилось... и понеслось - превью, обзоры, прохождения... Вылилось это в сотню, если не больше, статей, некоторые из которых можно найти в Сети до сих пор... Это был интересный опыт.
- Что такое литературная работа - это "вдохновение и талант" или "труд и постоянная учеба"?
- Думаю, это - вопрос из тех, часть ответа на которые содержится в самой формулировке. Не зря вы употребили слово "работа". Невозможно писать на хорошем уровне, не работая над текстом. Что подразумевает грамотность, правильную пунктуацию, многократное редактирование с целью изничтожения повторов и прочих корявостей.
Но вот противопоставлять талант и труд - всё равно как интересоваться у лошади, какие ноги важнее для бега - передние или задние? Ответ: используем все, которые есть!
Полёт мысли однозначно необходим - без него и затевать ничего не стоит. Вдохновение - каркас всего. А редактирование, внимание к деталям - отделка. Необходимо и то, и это.
- Пишете ли Вы ежедневно, и сколько времени в неделю на это уходит?
- Всё имеющееся и уходит... Почему-то выяснилось, что невинное на первый взгляд увлечение - это на самом деле замаскированный Молох, который способен сожрать всё, что есть, и даже больше. Или - тоже подходящее сравнение, - как газ, занимает весь предоставленный объём.
За три года, которые всерьёз пишу, дача заросла бурьяном, а я ни разу не отрывалась от компьютера дольше, чем на пару дней, забыла, как выглядит море. Думаю, стоит это исправить.
- Некоторые авторы очень неоднозначно относятся к тому, что их тексты выкладывают в Сеть. Как Вы считаете, это помогает продажам или, наоборот, снижает тиражи проданных книг?
- Считаю не я, считает статистика продаж. Уход книги в Сеть однозначно сказывается на продажах, снижая те в разы.
Возможно, распространение текстов по Сети играет положительную роль для начинающих авторов, позволяя читателям узнать их имена и книги. Но для тех, кто уже издается, увы, расползание текстов по Сети - это зло.
- Какую книгу Вы сейчас читаете (или последнюю прочли)?
- Поверите, если скажу, что лекции по сопромату, потому что заинтересовалась теорией разрушений при резонансе? Перед этим был "Мир викингов" Эльсе Роэсдаля. А до того я штудировала статьи по семейному праву Гражданского Кодекса. Дело в том, что по ходу написания текста иногда возникают вопросы, ответы на которые требуют сверки, да и просто знаний. Чтобы, как это было в одной книге, никто не лазил по скалам на Луне, к изумлению читателей и невзирая на отсутствие атмосферы, пользуясь вакуумными присосками.
На художественные книги времени, увы, почти не остается. Из запомнившихся назову трилогию Стига Ларссона "Миллениум" о девушке с татуировкой дракона. Очень понравился стиль повествования, информативные вставки, динамика. Хотя было слегка грустно - начни Ларссон выкладывать свою книгу на СамИздате, его бы заклевали местные ревнители приличий - как можно писать о том, что социальный работник насилует подопечную? И о жутких подробностях всех этих убийств? Но, по счастью, роман вышел в Швеции - и собрал множество премий. Заслуженно.
- Нужно ли автору заниматься самопиаром, активно общаться с читателями в Сети или лучше заниматься исключительно творчеством?
- Мне кажется, что обратная связь нужна. Хорошо, конечно, когда она положительная - то есть читатели получают ответы на вопросы, возможность познакомиться с новой книгой в процессе работы, найти тех, кто разделяет их взгляды и интересы. А писатель в ответ - заряд позитива и творческой энергии. Добавлю, что иногда выкладка книги по мере написания помогает отловить несостыковки в тексте, а обсуждение в комментариях - понять, какие детали нужно прояснить подробнее.
Но, полагаю, тут у всех по-разному, и оптимальные пропорции такого общения и незамутнённого одиночества разные. Иногда, чтобы прозвучало слово, должна стоять тишина.
- Знаете ли Вы формулу "Как написать интересную книгу?"
- О! Мой рецепт прост. Я пишу то и о том, что интересно мне самой. А если это оказывается интересным еще кому-то, значит, мне повезло.
- Считаете ли Вы "женское фэнтези" отдельным жанром и можно ли фэнтези делить на "мужское" и "женское"?
- Мне кажется, что это деление отчасти надуманное, как споры "физиков" и "лириков" в 60-е года прошлого века. Спорили, спорили, и что мы имеем в итоге, если вспомнить факты? Посмотрите, к примеру, на большую тройку американских фантастов, ставших классиками. Первый, Айзек Азимов, был по профессии биохимиком. Второй - Артур Кларк - разработал систему спутников связи на геостационарных орбитах. Третий столп - Роберт Хайнлайн - был военным, весьма уважавшим точные науки. Станислав Лем - врач. Борис Натанович Стругацкий - выпускник матмеха ЛГУ, по специальности - астроном. И о чём, собственно, спор? Физика лирике не помеха, даже наоборот.
Так и делить фэнтези на женскую и мужскую большого смысла нет. Если книга увлекательна, написана ярким и грамотным языком, с интересными идеями и живыми героями - так какая разница, кто её написал? Автор может оказаться как мужчиной, так и женщиной. Пример книг со схожей тематикой для сравнения - "Сага о Форкосиганах" Лоис Макмастер Буджолд и цикл о Хонор Харрингтон Дэвида Вебера. Кто лучше? Да целиком зависит от вкуса читающего.
Хотя нюансы всё же есть. Не зря издатель запретил Джоан Роулинг полностью писать имя на первой книге. Точнее, настоятельно рекомендовал изменить его так, чтобы скрыть пол автора. Издатель считал, что женское имя снизит продажи.
Я бы сказала, что женщинам сложнее доказать, что они могут написать нечто стоящее. Но возможно.
- Ваш совет начинающим авторам.
- Читать. Как можно больше. Причем не абы что, а хорошие умные книги, написанные богатым грамотным языком. Уважать грамматику, ибо тем самым вы выказываете уважение к читателям, и те это непременно оценят.
Наконец, прислушиваться к внутреннему голосу и верить ему. И не пытаться писать для конъюнктуры.
Вопросы от читателей
- Своих персонажей Вы списываете с рельных людей или они полностью придуманы? И если с реальных, то узнают ли себя в них Ваши знакомые?
- Ну, думаю, если у героя две руки, две ноги и одна голова - это уже значит, что он не полностью выдуман. Будь по-иному, то была бы зелёная амёба с Тау Кита с ложноножками и ложноручками со своими, амебьими, проблемами и заморочками.
Но знакомые нет, не узнают.
- Влияют ли обсуждения на ветке Самиздата на сюжеты ваших романов?
- Я стараюсь минимизировать это влияние, поскольку считаю, что у книги должна быть внутренняя логика, а персонажи должны вести себя сообразно характерам, а не сторонним пожеланиям, которые часто к тому же бывают противоположными. Поэтому после написания даю тексту отлежаться. Пишу дальше... и только когда отойду достаточно далеко, начинаю выкладку. При этом, если в тексте обнаруживается ошибка или какая-то несостыковка, я охотно, как говорят на СамИздате, ловлю тапки. Но герои живут своей жизнью...
- Надежда, как Вы относитесь к критике? Влияет ли она на Ваши произведения?
- Ну, критика - штука тонкая, скользкая и колючая. Как сказал умница Гилберт Кийт Честертон: "О вкусах не спорят: из-за вкусов бранятся, скандалят и ругаются".
Сама я не критикую никого, ибо не считаю, что все книги написаны для меня. И если мне что-то не нравится, то это не значит, что не понравится кому-нибудь ещё. Если спрашивают - могу высказать мнение, хотя стараюсь это делать максимально корректно. Ибо понимаю: если хочешь, чтобы тебя не только услышали, но и послушались - будь вежлив. Да и просто будь вежлив.
В остальном мне близка позиция Шекспировской Беатриче, сказавшей: "Счастлив тот, кто, услышав о своих недостатках, может исправиться". Только есть нюанс: критика должна быть - как ей и положено по определению - конструктивной и обоснованной.
Считать ли критикой несомненно соответствующее истине утверждение, что бабушка Красной Шапочки, будь она даже сестрой семи гномов из "Белоснежки", никак не могла пролезть в волчью пасть целиком? О "поместиться в брюхе" и "выйти наружу невредимой после разрезания оного" уж не говорю. Но стала ли от этого несоответствия хуже "Красная шапочка"? Или нужно просто вспомнить о жанре - сказка - и не изумляться, что у Рапунцель косы длиной в три этажа, а тыква, закону сохранения энергии вопреки, может превратиться в карету.
Кстати, у меня законы сохранения работают, не зря будущие драконы по несколько лет копят личный пул энергии, который потом и позволяет производить мгновенную трансформацию из одной сущности в другую.
- Когда и как Вы поняли, что у Вас дар писателя? Был ли у Вас какой-либо литературный опыт в детстве?
- Я бы сказала по-другому: у меня была наследственность. Я как-то уже упоминала, что двое из моих ближайших родственников - члены Союза Журналистов, выпускники журфака МГУ. В доме всегда была уйма книг, интересные разговоры, обсуждения, люди. К окончанию школы я прошла университетскую программу по литературе - от "Илиады" до Апдайка. Так что базис был... и когда сложились обстоятельства, это, несомненно, помогло. Спасибо моей семье.
- Вы считаете, что будете писать до самой старости, или может бросите через три года, через пять? Это призвание всей жизни или просто хобби, возможно, временное?
- Ну и как можно ответить на такой вопрос? Если честно - да понятия не имею. Пока будет что сказать, пока нравится сам процесс, пока мои книги будут кому-то нужны - буду писать. Если надоест или почувствую, что исписалась, - остановлюсь и займусь чем-нибудь другим, как занималась до того. Путей - интересных и разных - много.
- Следуют ли Ваши персонажи заранее намеченному сюжету или берут все в свои руки и сами решают, куда им идти?
- Сюжет, конечно, есть. Точнее, есть канва, некоторые реперные точки, как на дистанции по спортивному ориентированию, в которых герои должны побывать. Но между этими пунктами персонажи живут своей жизнью, своевольничают, взбрыкивают - иногда бывает, что неожиданно для меня самой события развиваются совершенно не так, как было запланировано. Или разговор поворачивает в неожиданную сторону. Пример такого своеволия - Арден эрд Лоо'Аллен, не пожелавший оставаться в отведённой ему роли благожелательного старшего родича и влюбившийся в Астер. Ар с редким упорством влезал в каждую главу, а под конец взял и умер. Тут я уже махнула рукой: да пусть делает, что хочет...
Замечу, что попытки переупрямить героев обычно заканчиваются стиранием нескольких страниц написанного и переписыванием заново под злорадное хихиканье победителя.
- Герои Ваших книг очень интересные личности и Вы, что называется, живете с ними в одной квартире, а не влияют ли они на Вашу жизнь? Быть может, иногда вы ведете с ними разговоры "за жизнь" и просто так?
- Однозначно, в квартире бы всем вместе было тесновато, хотя, несомненно, весело. Но да, я легко могу представить, как повели бы себя в той или иной ситуации Тиану или Шон, Мариэ или Сита. Часто это помогает и взглянуть с новой точки зрения на проблему, и найти ответ.
- Как изменили Вас Ваши герои? Что нового они привнесли в Вашу жизнь? Многому ли Вы у них научились?
- Наверное, основное, что принесли мне герои - знакомство со множеством новых хороших людей. Уже ради этого стоило начать писать. А ещё, когда сочиняешь книгу - волей-неволей учишься или вспоминаешь уже выученное, но забытое за ненадобностью. Потому что по ходу написания встают вопросы, и хочется найти на них точные ответы.
- Надежда, помнится, я читала, что Шон - Ваш любимчик, верно? Он настолько отличается от остальных героев - характером, мировоззрением, да даже внешностью! - поэтому возникает вопрос: откуда он такой появился в Вашей голове? И почему именно такой? Интерес Шона ко всему новому, необычному - это непосредственно Ваша черта характера? И если бы у Вас была возможность выбирать, скажем, "спутника жизни" - кого из своих героев Вы бы выбрали?
- Да, я очень люблю Шона. Возможно, потому, что во время учёбы в МГУ им. Ломоносова мне посчастливилось встретиться с подобным человеком - умным, светлым, необыкновенно эрудированным и в то же время бесконечно любопытным. Ну и, кроме того, присутствовало некое пофигистическое отношение к чинам, должностям и званиям. В характере Шона, несомненно, присутствуют похожие черты.
Касательно спутника - позвольте умолчать. Думаю, тут у всех вкусы разные, и мои предпочтения не помогут чужому выбору.
(Шон и Тим, рисунок Анны Мещановой)
- Ваши героини часто влюбляются, а как Вы думаете в каком возрасте любовь - это настоящее чувство, а в каком просто увлечение? Или считаете, что "любви все возрасты покорны"?
- А, собственно, кто в шестнадцать или в двадцать не влюблён? Вспомните Наташу Ростову, которая считается классическим женским образом в русской литературе. В момент появления в книге Наташе тринадцать, и она уже влюблена в живущего по соседству Бориса Друбецкого. Потом следует помолвка с Андреем Болконским, увлечение Анатолем Курагиным, замужество за Пьером Безуховым... А ведь Наташу нельзя назвать легкомысленной особой.
Если смотреть лишь на пламя - как понять, что горит - дерево или солома? Как понять, было ли чувство Ромео и Джульетты настоящим?
Думаю, что любовь может сопровождать человека всю жизнь. А насколько глубокой и сильной она окажется, зависит и от самого человека, и от предмета его привязанности.
- В Ваших книгах присутствуют откровенные сцены, но вместе с тем герои юны, да и само повествование довольно легкое и не напрягающее. Все же на какую возрастную категорию читателей рассчитаны Ваши книги? Дали бы Вы ребенку-подростку их читать?
- Конечно, давать или не давать читать подростку какие-то книги - решать однозначно родителям. Я же считаю, что порядочность и неведение - отнюдь не синонимы.
Более того, неведение и опасно, и способно разрушить или испортить жизнь. Достаточно вспомнить, что в СССР, где на фильмы с поцелуями не пускали детей до шестнадцати, каждый третий брак распадался по причине несовместимости супругов в интимной жизни. А на одни роды приходилось три аборта. А ведь ни интернета, ни цветных журналов, ни книг, на которые можно было бы свалить такое положение дел, не существовало. Наоборот, дефицит информации привёл к тому, что люди банально не представляли казалось бы естественных вещей. Ведь даже для того, чтобы сделать самое простое - пожарить картошку, почистить зубы или проехаться на велосипеде, нужно некое знание. Что говорить о более тонких и сложных материях?
На самом деле, я однажды уже отвечала на подобный вопрос и тогда привела два примера - не из жизни, хотя такие тоже есть, - а из книг, ставших классикой мировой литературы. Если кто-то уже это видел, просто пропустите пассаж, помещённый ниже.
Наверное, многие читали замечательный роман Колин Маккалоу 'Поющие в терновнике' о жизни большой семьи в Австралии. Книга достоверна, реалистична, честна и пронзительна до боли. Это не фэнтези, дело происходит в реальной стране в XX веке. Но вспомните судьбу Мегги, которая растет среди братьев под присмотром замкнутой, вечно молчащей матери. Когда девочка взрослеет и приходят месячные, она стыдится сказать, что у нее начались кровотечения. И чахнет, считая, что умирает. Хорошо ли это? Правильно ли? А потом случилось замужество, когда не понимающая ни языка, ни потребностей своего тела, ни сути брака Мегги выходит за человека, который ее не любит. Первая ночь оборачивается болью и ужасом для девушки, не понимающей, чего от нее хотят. Хорошо ли такое? Может быть, если бы мать Мегги не молчала, блюдя приличия, а объяснила все дочери, та смогла бы стать счастливой?
Кстати, не надо спрашивать, почему выросшая среди животных на овцеводческой ферме Мегги не знала, как и что происходит. В книге это отлично объяснено. Возьмите и прочтите.
Не совсем такая, но похожая история описана в классическом романе в письмах Шодерло де Лакло 'Опасные связи'. Воспитанная в монастыре пятнадцатилетняя Сесиль совершенно не представляет сути отношений между мужчиной и женщиной... и становится легкой добычей для распутного виконта де Вальмона. Оставшаяся с ним наедине Сесиль знала, что должна защищаться, но не знала, что нужно защищать. Заканчивается история сломанной к шестнадцати годам жизнью.
Ещё добавлю, что "узнаем мы дерево по плодам его". Если пролистать любую из моих книг, то чего там больше - приключений, учёбы или личных отношений героев? Судя по реакции читателей - именно учёбы. Пишущие мне письма или оставляющие комментарии люди часто говорят, что, прочитав книгу, начали учить новый иностранный язык, поступили в институт, что появился интерес к учёбе... И таких писем - много. Полагаю, это о чём-то говорит.
Ну и, наконец, неужели кто-то действительно думает, что четырнадцатилетние подростки верят, что их нашли аисты в капусте?
(Без слов... Рисунок Катерины Соловьевой)
- Надежда, где и в чем Вы черпаете вдохновение? И как вообще возникают идеи новых миров?
- В музыке, картинах, общении с интересными людьми, прогулках по лесу. Лес я вообще очень люблю, хотя, думаю, по книгам это видно.
- Ваши книги всегда очень достоверны в деталях, во многом даже выполняют научно-популяризирующую и образовательную функцию. В связи с этим, вопрос - какое, по вашему мнению, оптимальное соотношение фантэлемента и реальной науки в фантастике?
- Спасибо за хороший вопрос. Да, каждый раз, когда я пишу книгу, я стараюсь создать максимально полную картину мира. Без внутренних противоречий, с разумной экономикой, географией, историей, действующими законами природы. Мне нравится детально описывать ремесло и научные опыты, и да, я испытываю определённое моральное удовлетворение от того, что прочитавший книгу человек узнает для себя что-то новое, например, как надеть на лошадь уздечку, нечто интересное о природе света или состав бронзы. Мне кажется, что достоверных деталей должно быть как можно больше. Повествование от этого только выиграет.
Добавлю, что я верю в пользу учёбы и люблю учиться сама. Может быть, поэтому мне интересно объяснять и интерпретировать магические заклинания с точки зрения физики или химии.
А фэнтезийный элемент позволяет дать волю воображению, создать новую систему аксиом, базис, на котором строится мир. Интересно же посмотреть, как может изменить поведение людей или общество та же магия? Только стоит помнить, что "присутствие магии" и "отсутствие логики" - не синонимы.
- Если бы Вы стали драконом, на что бы был похож Ваш Источник?
Мне всегда нравилась астрономия. Есть созвездие с чарующим названием - Северная Корона. А его альфа зовётся Геммой. Вот её и возьмём за образец.
- Надежда, какого цвета мог бы быть Ваш дракон? И, как думаете, какое имя он мог бы себе выбрать?))
Спасибо за вопрос, но как помните, о цветах чужих драконов и их именах спрашивать не принято. Хотя мой был бы, определённо, чёрным.
- Надежда, подскажите, пожалуйста, а какую вторую сущность Вы бы себе хотели? Хотя читая Ваши произведения, мне кажется, что она у Вас и так есть:)
Конечно, крылатую. И спасибо за похвалу)).
- Надежда, подскажите, пожалуйста, какой должна быть идеальная семья на Ваш взгляд? И возможна ли такая семья не только на бумаге, но и в жизни?
Да отчего же невозможна? Я видела, и неоднократно, такие семьи, где муж и жена - самостоятельные творческие личности, существующие рядом, поддерживающие друг друга, дающие один другому свет, тепло, пространство для жизни и творчества, с юмором глядящие на мир. Добавлю, что дети в таких семьях уверены в себе и в своей безопасности и легко находят путь в жизни.
Всё зависит от самих людей.
- Почему о Вас нет никакой личной информации в интернете? Мы знаем о Вас, к сожалению, только по Вашим произведениям. И еще такой вопрос - а Надежда Кузьмина Ваше настоящее имя или творческий псевдоним?
- Не думаю, что если бы я не писала, то была бы столь интересна. А если перевернуть этот тезис, то, как раз и выйдет, что самое интересное во мне - именно книги.
Спасибо большое всем, задавшим вопросы.
Надеюсь, встречаюсь с вами не в последний раз.
Рисунок Катерины Соловьевой к "Наследница драконов: Охота".